О каком бы автомобиле ни шла речь – старенькой Ладе или навороченном Феррари, амортизатор неизменно выполняет ключевую роль в его работе, помогая выполнять функции разгона, торможения, маневрирования, а также передвижения по ухабистым дорогам. Благодаря ему ваше авто всегда находится в безопасности. По крайней мере, пока амортизатор в исправном состоянии.
Вопрос исправности амортизаторов становится особенно актуальным с учетом количества неровных дорог, которые способны за гораздо более быстрый срок ухудшить эксплуатационные свойства даже самого дорогостоящего амортизатора. И среди самых «безобидных» последствий этого можно отметить увеличение тормозного пути (сперва незначительного, однако в дальнейшем все более заметного), меньшую податливость механизма управления, а также негативное воздействие на другие части автомобиля.
Признаки неисправности
Чтобы избежать вышеупомянутых последствий, рекомендуем обратить внимание на следующие сигналы опасности:
- При визуальном осмотре вполне весомыми аргументами в пользу дополнительной диагностики автомобиля могут стать подтеки масла, деформация корпуса амортизатора, коррозия на отдельных элементах, а также нетипичные пятна на покрышках.
- Физическое воздействие. Речь идет о раскачке. Здесь может быть два сигнала неисправности: если автомобиль продолжает раскачиваться после прекращения воздействия – значит, амортизатор неисправен; если резко останавливается – амортизатор заклинило. В любом случае, при подобном поведении авто потребуется диагностика для определения конкретной проблемы.
- В движении. Крайне важно «чувствовать» свой автомобиль: рассчитывать корректный и действительный путь торможения, способность плавно поворачивать и разворачиваться, прислушиваться к посторонним звукам. В отношении последних чаще всего говорят о разного рода механических неполадках. Впрочем, далеко не всегда вам придется ремонтировать или заменять амортизатор – иногда достаточно лишь прокачать его.
- Состояние и положение пружины. Именно она зачастую отвечает за стабильность функционирования всего механизма, и стоит исключить из использования ржавые или деформированные модели.
- Вытекание жидкости из амортизатора. Причина здесь может быть самая разная, начиная от избыточного количества самой жидкости и заканчивая повреждением сальника, хромового покрытия, кольца резервуара и проч.
- Сокращение плотности жидкости. Даже если вы применяете регламентированный заводскими настройками тип жидкости, зачастую бывают ситуации, когда она не соответствует температурному режиму средних широт. В данном случае, изготовители рекомендуют обращаться к более морозоустойчивым вариантам.
- Низкий уровень сопротивления амортизатора. Здесь есть два варианта:
- на прямом ходу (причина в неисправности клапанов – пропускного или отдачи, или же их отдельных компонентов);
- на обратном ходу (причины еще более многообразны, начиная от низкого качества самой жидкости и заканчивая насущными проблемами с качеством деталей (втулки, штока, клапана сжатия и проч.)).
Для более достоверной оценки проблемы самым простым и действенным способом станет диагностика на СТО, в частности, использование «вибростенда» (он оценивает несоответствие работы амортизатора заводским настройкам, однако не учитывает непосредственно изменение таких настроек, а также взаимосвязь с другими компонентами подвески) или спец-стенда (при данной процедуре производится демонтаж оборудования, что довольно затратно в отношении денежных средств и времени, однако гарантирует практически 100 %-ный результат).
Напоследок, хотелось бы отметить, что состояние и долговечность амортизатора напрямую зависит от штока, поэтому периодически его рекомендуется шлифовать и полировать.